Маркировка груза является специальной системой цифр, обозначений и знаков, предназначенных для предоставления информации о технике и методах обращения с партией, а также для указания комплектности и данных о получателе. Маркировка осуществляется путем нанесения специальной надписи на упаковку, открепляемый ярлык, любую тару или сам перемещаемый объект. Если происходит доставка сборных грузов по низким ценам из других стран, то товары обязательно должны быть маркированы, и это правило распространяется на импортируемую продукцию.
Существуют различные виды маркировки грузов, которые выполняют разные функции:
-
Транспортная маркировка информирует о комплектации, количестве занимаемых товаром мест и регистрационном номере перевозимой партии.
-
Товарная маркировка содержит данные о производителе, наименовании объекта, его специфике и сорте.
-
Специальная маркировка включает предупредительные знаки и надписи, которые указывают на правила хранения, обращения и перемещения товара.
-
Отправительская маркировка используется для маркировки товаров и грузов, указывая реквизиты и принадлежность продукции к перевозимой партии. Эта информация обычно вносится в товарно-транспортную накладную (ТТН).
Знаки, специфичные рисунки и надписи должны быть нанесены на тару или объект до их погрузки или отправления на машину или вагон.
Правила маркировки грузов предусматривают следующие требования:
-
Вся информация, отображаемая на объектах, должна быть актуальной, достоверной и соответствовать установленным правилам.
-
Транспортную маркировку необходимо наносить на каждое место, где будет расположен товар из партии. Однако в случае перемещения однородных грузов в транспорте, вагонах или контейнере допускается указание только общей информации о массе, без маркировки каждого места. Надписи и значки, соответствующие стандарту ГОСТ 14192-96, наносятся на ярлык, который может быть изготовлен из бумаги, картона, металла или фанеры. Информацию также можно нанести непосредственно на саму тару.
-
В случае объектов без тары маркировкой груза считается надпись, нанесенная разными способами на каждое отдельное изделие или предмет.
-
Манипуляционные знаки размещаются на таре, упаковке или ярлыке в верхнем углу, они дублируются на соседних сторонах. Они информируют о особенностях отправлений, рекомендуемом температурном режиме хранения, правилах погрузки, разгрузки и штабелирования. Манипуляционная грузовая маркировка выполняется контрастной краской: на темном фоне используется светлый рисунок, на белом фоне — черный. Не рекомендуется использование оттенков, которыми обозначают опасные предметы.
-
Специальные надписи наносятся в определенных местах в соответствии с правилами для облегчения ориентации грузчиков и получателей:
-
Надпись "бочка" наносится на днище бочки.
Надпись "ящик" может быть нанесена на любую боковую сторону ящика.
Надпись "мешки" наносится вблизи верхнего шва мешков.
Надпись "кипа" размещается на торце поверхности кипы.
Если объект или предмет перемещается без тары, знаки маркировки груза должны быть нанесены в хорошо видимых местах, и это правило относится ко всем остальным типам упаковки.
Существуют различные способы нанесения маркировки на грузы, которые зависят от типа тары:
- Штампование.
- Выжигание номера или знака.
- Использование маркировочной машины.
- Продавливание обозначений на плотной поверхности.
- Использование трафарета и краски.
- Литографический, типографский или электролитический методы.
Контейнеры должны быть промаркированы с учетом требований стандарта ISO 6346.
При маркировке международных грузов, которые перевозятся за пределы государства, необходимо классифицировать грузы и нанести специальные знаки в соответствии с правилами маркировки грузов. Это дополнительная гарантия безопасности во время транспортировки. Кроме того, на грузы наносятся информационные надписи, такие как номер заказа или контракта с зарубежным поставщиком или покупателем, конечный пункт доставки, маршрут перевозки, номер заказа-наряда, товарный знак и марка отправителя партии. Необходимо также указывать габариты и объем в кубических метрах. Все надписи для экспорта должны быть выполнены на языке получателя товаров, аналогично для импорта.
В случае если отправитель не знает, как правильно классифицировать и промаркировать грузы для безопасной доставки внутри страны или за рубеж, рекомендуется обратиться за услугами логистической компании. Компания самостоятельно промаркирует тару и перемещаемые объекты, что гарантирует сохранность и целостность партии, а также избежание задержек во время доставки.